Donorem pateras, grataque nommodus ets. Hor. lib. IV. od. 1 [1] Когда б мой скромный дом кумиры украшали, Ваянные рукой художника-творца,- Который силою волшебного резца В отломках мрамора, иль бронзы, или стали Героев и богов в Афинах воскрешал; Иль если б ряд картин изящных в нем стоял, Которым хитра кисть Парразья [2] животворна Умела на холсте жизнь с краской перелить. О нежный Цензорин! о дружба благотворна! Для вас Гораций сим не стал бы дорожить: Вам кисть Парразия, вам Скопы [3] истуканы,- Вам бронзы редкие, и чаши вам чеканны, И те треножники, которых грек искал На поприще побед и доблестей в награду,- Я б все вам в дар принес. Но зрю к тому преграду: Я сих даров лишен, и я их не искал. А если б и имел, тебя ль их блеск чудесный Своим изяществом роскошным удивит? Тебя ль, у коего сам вкуса бог прелестный С богинею искусств в чертогах председит? Стихи ль тебя пленят? стихи писать умею, И, принося их в дар, усердной жертвой сею Хочу я восхвалить достоинство певцов. Что пышны надписи? что горды обелиски? Что мрамор, коим Рим тщеславится великий И в коем воскресил он честь своих сынов? Ни Ганнибаловых [4] коварств ниспроверженье, Ни бегство гибельно его за море вспять, Ни Карфагена в прах безможного паденье В потомстве римских дел громчей не возвестят: Как лира звонкая калабрской славной музы, [5] Бессмертною хвалой тому гремящей вслед,- Кто, Африку поправ и наложив ей узы, С ней имя разделил во мзду своих побед!.. Коль Музы не хотят прославить добродетель, Где ж должна мзда добру? и кто добра свидетель? Что рода римлян честь? где слух их древних дел, Когда в завистный Крон [6] забвенью повелел, Чтоб сына Марсова и Рейна деянья [7] Покрыты были в век печатию молчанья? Один поэтов глас всесильный мог спасти Зака мудрого от вод Стигийской бездны [8] И к райским островам волшебно пренести; Лишь Музы, смертного взнося в страны надзвездны, Готовят для него там тысящи отрад И мужу славному во гроб снийти претят; Лишь Музы на Олимп Иракла преселили [9] И Зевсовым пирам его сопричастили, Чрез них-то, нежных двух Тиндара сыновей, [10] Созвездья на небе лишь только утвердились,- Как тысящи в моря плывущих кораблей От близкой гибели в пучинах свободились. Чрез них и юный Вакх, [11] — с улыбкой на устах, С челом, от гроздиев лозою увязненным,- Обеты смертных чад, сокрытые в сердцах, Венчает в благости успехом вожделенным. _________________________ [1] — Я залюбки надарував би друзям чаші й бронзові посудини…Горацій, кн. IV, ода 1. [2] — Паррасій — давньогрецький живописець другої половини V ст. до н.е. [3] — Скопа (Скопас) — давньогрецький скульптор і архітектор IV ст. до н.е. [4] — Ганнібал (247–183 до н.е.) — карфагенський полководець і політичний діяч. Карфагенсько військо, очолюване Ганнібалом, неодноразово завдавало поразок римлянам. [5] — Йдеться про калабрійського поета Еннія (169 до н.е.). [6] — Крон (Кронос) — один з найдавніших богів античної Греції. Крону, за легендою, було пророчено загибель від одного з його синів. Тому він ковтав кожну народжену його дружиною Реєю дитину. Цієї долі уникнув Зевс (у майбутньому — верховний бог греків, цар і батько богів та людей), замість якого Роя дала Крону проковтнути загорнутий у пелюшки камінь. [7] — Марс — у римській міфології бог війни. Марс і Рея Сільвія — батьки міфічних засновників Рима Ромула та Рема. При возведенні стін нового міста вони посперечалися і Ромул убив Рема. [8] — 3ак (Еак) — персонаж грецької міфології, син Зевса. Після смерті за справедливість і благочестя боги призначили Еака одним із суддів підземного перства. Стікс — одна з річок підземного царства Аїд; води Стікса вважалися отруйними. [9] — Іраклій, син Зевса, грецький міфічний герой, обдарований великою силою і хоробрістю. За свої подвиги одержав безсмертя і був взятий Зевсом на гору Олімп — місцеперебування богів. [10] — Тіндар — за грецькою міфологією, син спартанського царя Ойбала, одружився з дочкою етолійського царя Ледою, від якої мав кількох дочок і двох синів — Кастора і Полідевка. За їх подвиги, братську любов і дружбу Зевс зробив їх сузір’ям Близнят. У древній Греції Діокурів (прізвисько Кастора та Полідевка) вважали покровителями воїнів і мореплавців. [11] — Вакх (Бахус) — за римською міфологією, син Зевса, бог рослинності, покровитель виноградарства і виноробства.