Три шахматных сонета 1 В ходах ладьи - ямбический размер, в ходах слона - анапест. Полутанец, полурасчет - вот шахматы. От пьяниц в кофейне шум, от дыма воздух сер. Там Филидор сражался и Дюсер. Теперь сидят - бровастый, злой испанец и гном в очках. Ложится странный глянец на жилы рук, а взгляд - как у химер. Вперед ладья прошла стопами ямба. Потом опять - раздумие. "Карамба, сдавайтесь же!" Но медлит тихий гном. И вот толкнул ногтями цвета йода фигуру. Так! Он жертвует слоном: волшебный шах и мат в четыре хода. 2 Движенья рифм и танцовщиц крылатых есть в шахматной задаче. Посмотри: тут белых семь, а черных только три на световых и сумрачных квадратах. Чернеет ферзь между коней горбатых, и пешки в ночь впились, как янтари. Решенья ждут и слуги, и цари в резных венцах и высеченных латах. Звездообразны каверзы ферзя. Дразнящая, узорная стезя уводит мысль,- и снова мысль во мраке. Но фея рифм - на шахматной доске является, отблескивая в лаке, и - легкая - взлетает на носке. 3 Я не писал законного сонета, хоть в тополях не спали соловьи,- но, трогая то пешки, то ладьи, придумывал задачу до рассвета. И заключил в узор ее ответа всю нашу ночь, все возгласы твои, и тень ветвей, и яркие струи текучих звезд, и мастерство поэта. Я думаю, испанец мой, и гном, и Филидор - в порядке кружевном скупых фигур, играющих согласно,- увидят все,- что льется лунный свет, что я люблю восторженно и ясно, что на доске составил я сонет. ;1924