Шахматный конь


          Шахматный конь


     Круглогривый, тяжелый, суконцем подбитый,
     шахматный конь в коробке уснул,-
     а давно ли, давно ли в пивной знаменитой
     стоял живой человеческий гул?
     Гул живописцев, ребят бородатых,
     и крики поэтов, и стон скрипачей...
     Лампа сияла, а пол под ней
     был весь в очень ровных квадратах.

     Он сидел с друзьями в любимом углу,
     по привычке слегка пригнувшись к столу,
     и друзья вспоминали турниры былые,
     говорили о тонком его мастерстве...
     Бархатный стук в голове:
     это ходят фигуры резные.

     Старый маэстро пивцо попивал,
     слушал друзей, сигару жевал,
     кивал головой седовато-кудластой,
     и ворот осыпан был перхотью частой,-
     скорлупками шахматных мыслей.

     И друзья вспоминали, как, матом грозя,
     Кизерицкому в Вене он отдал ферзя.
     Кругом над столами нависли
     табачные тучи, а плиточный пол
     был в темных и светлых квадратах.
     Друзья вспоминали, какой изобрел
     он дерзостный гамбит когда-то.

     Старый маэстро пивцо попивал,
     слушал друзей, сигару жевал
     и думал с улыбкою хмурой:
     "Кто-то, а кто - я понять не могу,
        переставляет в мозгу,
     как тяжелую мебель, фигуры,
     и пешка одна со вчерашнего дня
     черною куклой идет на меня".

     Старый маэстро сидел согнувшись,
     пепел ронял на пикейный жилет,-
     и нападал, пузырями раздувшись,
     неудержимый шахматный бред.
     Пили друзья за здоровье маэстро,
     вспоминали, как с этой сигарой в зубах
     управлял он вслепую огромным оркестром
     незримых фигур на незримых досках.

     Вдруг черный король, подкрепив проходную
     пешку свою, подошел вплотную.

     Тогда он встал, отстранил друзей
     и смеющихся, и оробелых.
     Лампа сияла, а пол под ней
     был в квадратах черных и белых.

     На лице его старом, растерянном, добром
        деревянный отблеск лежал.
     Он сгорбился, шею надул, прижал
     напряженные локти к ребрам
     и прыгать пошел по квадратам большим,
     через один, то влево, то вправо,-
     и это была не пустая забава,
     и недолго смеялись над ним.

     И потом, в молчании чистой палаты,
        куда черный король его увел,
     на шестьдесят четыре квадрата
        необъяснимо делился пол.
     И эдак, и так - до последнего часа -
     в бредовых комбинациях, ночью и днем,
     прыгал маэстро, старик седовласый,
        белым конем.

             ;1927